Согласовано: Заместитель главы администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края ______________ И.В.Васюк «___» ________________2012г.
Программа развитиямуниципального казённого дошкольногообразовательного учреждениядетского сада №5 «Тополёк»г. Нефтекумскна 2012-2015 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. Наименование: Программа развития Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №5 «Тополёк» на 2012 - 2015 учебный год. СОДЕРЖАНИЕ. 1. Теоретическое обоснование Программы. 2. Информационная справка 3. Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса Содержание и методы воспитания и обучения, реализуемые в детском саду. 4. Программное обеспечение 5. Взаимодействие педагога с детьми 6. Кадровое обеспечение 7. Методическая работа 8. Медико - социальные условия пребывания детей в ДОУ 9. Система работы с родителями. 10. Концепция Основные концептуальные идеи развития Основные принципы Основные положение программы, структура 11. Этапы реализации Программы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы,учитывая общие тенденции мирового развития, направлена на формирование нового типа личности, способной обеспечить сохранение места России в ряду ведущих стран мира. Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Успешность решения поставленных задач зависит от действий конкретных образовательных учреждений, руководителей, педагогов. Планирование и прогнозирование - основа управления, важная стадия управленческого цикла на всех уровнях управления. «Программа развития дошкольного образовательного учреждения» является стратегической основой действий руководителя и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного плана, этапа работы МКДОУ в режиме развития. С её помощью коллектив детского сада реализует свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую определенный социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность. Цель написания программы - обеспечение работы МКДОУ №5 в режиме непрерывного развития, направленной на целостное и разностороннее развитие воспитанников. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей. Программа акцентирует внимание на: - формирование развивающей среды детского сада; - профессиональном мастерстве педагогов; - совершенствование управления; - качество воспитательно-образовательного процесса; - обеспечение гарантированных результатов развития каждого ребенка. Программа строится на понимании специфики дошкольного образования, зависимости его от социально-экономических условий страны и края. Программа осуществляет две основные функции: 1. Очерчивает стратегию развития детского сада; 2. Ориентирует всю деятельность на конечный результат.
Принцип интеграции содержит выход на координацию по всем направлениям деятельности. Принцип гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие. Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме. Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Адрес: 356880, Россия, Ставропольский край, г.Нефтекумск , улица Анны Шилиной 57 Телефон: 2-24-70. Режим работы МКДОУ: - годовой цикл: круглогодично - продолжительность рабочей недели: 36 часов - режим работы групп: 10 часов В детском саду работает шесть групп, которые посещают 133 воспитанников в возрасте от 1,5 до 7 лет. Группы сформированы по возрастному принципу.
Предназначение МКДОУ определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Основными средствами реализации предназначения МКДОУ детский сад №5 «Тополёк» являются: - Устав образовательного учреждения утверждён распоряжением главы администрации Нефтекумского муниципального района от 25 января 2010 года №14-р, согласованного приказом отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района от 25 января 2010 года №19. - Лицензия образовательного учреждения Серия А №329817. Регистрационный №1060 от 13.08.2010 г. Лицензия действительна по 13.08.2016 г. - Свидетельство об аккредитации серия АА №166516, регистрационный №896 от 30.03.2006г. - Освоение воспитанниками «Обязательного минимума содержания дошкольного образования». - Учредитель: и собственник имущества Учреждения является Нефтекумский муниципальный район Ставропольского края на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 26.01.2005г. №9-рп. Содержания образования
- предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской и трудовой.
3. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Согласно действующему Уставу МКДОУ, национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761), социального заказа, определяющего ведущую деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №5 «Тополек».Анализируя опыт работы, результаты исследований, беседы с педагогами, опроса родителей выделены следующие направления работы МКДОУ: - Защита прав каждого ребенка. - Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. - Сбережение здоровья каждого ребенка. - Особое внимание уязвимым категориям детей. - Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. - Партнерство во имя ребенка.
Кроме этого, в процессе жизнедеятельности в детском саду сформировались следующие ценности: - Открытость и поддержка - МКДОУ открыто внешнему миру, мы готовы принимать опыт других и делиться своим опытом с коллегами и родителями, оказывать психолого-педагогическую поддержку всем семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не зависимо от того, посещает ли ребенок детский сад. Мы стремимся, открыто обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и помощь в их решении. - Индивидуализация означает, что мы стремимся создавать такие условия в детском саду, которые соответствуют уникальности каждого и обеспечивают развитие способностей воспитанников, самореализацию взрослых участников образовательного процесса. - Инновационность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, осваивать новые педагогические технологии, соответствовать потребностям и интересам семьи. - Сотрудничество – мы стремимся все вместе – педагоги, родители, решать проблемы, планировать и организовывать мероприятия в интересах воспитанников. - Профессионализм, который достигается непрерывным самообразованием, постоянным повышением профессиональной компетенции каждым педагогом. Эти позиции педагогов в принципе соответствуют концепции МКДОУ. Исходя из результатов работы, можно говорить о следующих критериях выпускника МКДОУ д/с № 5 «Тополек»: - состояние здоровья; - самообслуживание; - самообучение; - воспитанность; - личное и социальное самоутверждение; - ответственность; - саморегуляция и самовоспитание; - деятельностный коллективизм; - социальная адаптивность; - обученность на уровне требований государственных программ. Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, у дошкольников сформирована мотивационная сфера, психологическая подготовленность и т.д. Выпускники МКДОУ хорошо осваивают программу; уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, родители удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают наши воспитанники. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей. Социологическое обследование показало, что из 133 семей по составу: полных семей - 90 %; неполных - 10 %; рабочих - 54 %, служащих - 17 %; предпринимателей - 14 %; домохозяек - 15 %. Эти данные говорят о необходимости создания психолого-педагогической, коррекционной помощи воспитанникам на основе перспективных программ совместной деятельности специалистов узкого профиля и педагогов.
Содержание и методы воспитания и обучения детей, реализуемые в МКДОУ.
В МКДОУ используется современная форма организации обучения, занятия проводятся по подгруппам. Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание благоприятных условий и хорошего микроклимата для максимального развития личности каждого воспитанника, формирования его готовности к дальнейшему развитию. Реализуемые в МКДОУ программы помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности. Программы обеспечивают высокий уровень физического развития детей и укреплению их здоровья. В МКДОУ реализуется комплекс развивающих и оздоровительных технологий. Система занятий ориентирована на потенциальную социально - психологическую, художественно-эстетическую и физическую подготовку воспитанников. На основе диагностики координируются содержание педагогического процесса зам. зав по УВР и воспитателями. Сотрудники детского сада считают, что полноценное физическое воспитание и развитие воспитанников возможно лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Для закрепления полученных знаний и приобщение к здоровому образу жизни ежегодно, в дни весенних каникул проводится неделя здоровья. Одним из основных направлений деятельности МКДОУ является охрана и укрепление здоровья воспитанников. Медико-педагогическим персоналом сада определены основные направления воспитательно-образовательной работы с воспитанниками:
4. ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Согласно программе развития детского сада одной из приоритетных задач формирования социально-образовательного пространства является совершенствование образовательной среды, т.е. совокупность условий оказывающих влияние на развитие воспитанника в детском саду, на состояние его психического и физического здоровья, успешность его дальнейшего обучения, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в МКДОУ. В качестве основных компонентов, влияющих на качество образовательного процесса в детском саду мы выделили:
Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам проводить воспитательно-образовательный процесс на достаточно хорошем уровне. Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации основной комплексной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, в.В.Гербовой, Т.С., Т.С.Комаровой. Имеется достаточно литературы по организации взаимодействия с родителями. В системе взаимодействия участников педагогического процесса помогают действующие в детском саду семинары, семинары-практикумы, которые проводятся педагогами по наиболее актуальным и проблемным вопросам. Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, общение, театрализованного творчества, уединения, добрых дел, спортивный и т.д. В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. В связи с этим, сделан акцент на «одомашнивание» среды развития ребенка. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности. Оформлены экологические уголки, тематически оформлены коридоры. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения воспитанников к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Ведущие цели программы: - создание благоприятных условий для полноценного проживания воспитанником дошкольного детства; - формирование основ базовой культуры личности; - всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям; - подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ВОСПИТАННИКАМИ Взаимодействие педагогов с воспитанниками является основным звеном образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении. Главной задачей нашей деятельности является: выбор верной позиции педагога во взаимодействии с воспитанниками, которая базируется на следующих основных положениях: - гуманизация способов общения с ребенком как целевая ориентация педагогов; - использование педагогами новых форм работы с детьми, в том числе индивидуальной и по подгруппам, направленных на реализацию индивидуального подхода; - практика диагностики индивидуальных особенностей детей; - специализация педагогов дошкольного воспитания, т. е. углубленное владение педагогами какими-либо методиками; - появление освобожденных специалистов; - становление психологической службы, направленной на развитие личностно - ориентированного взаимодействия педагогов с детьми; - проведение специальной работы по созданию положительного психологического климата в коллективе. Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от характера взаимодействия воспитателя с воспитанниками. Результаты анкетирования воспитателей МКДОУ показали, что у 97% педагогов взаимодействие с детьми носит гуманный характер. Задача администрации МКДОУ состоит в том, чтобы педагоги МКДОУ осозновали важное значение правильно выбранного стиля взаимодействия с детьми в процессе их воспитания и обучения. ВМКДОУ создана доброжелательная психологическая атмосфера. Взрослые реализуют в общении с воспитанниками позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям, поддерживая его достоинство. С целью изучения отношения к дошкольному учреждению воспитанников и их родителей проводилось неоднократное анкетирование в МКДОУ. 6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В МКДОУ сформирован педагогически грамотный, работоспособный коллектив. В учреждении работают 12 педагогов. Заведующий имеет высшее образование МОГПУ им. Шолохова, педагогический стаж работы – 27 лет.
Уровень квалификации педагогов.
Укомплектованность штатов: 100%, штатные педагогические работники 100%.
7. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Методическая работа занимает особое место в системе работы нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов, обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с воспитанниками в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога детского сада по - прежнему остается одной из самых сложных. Чтобы проанализировать эффективность методической работы в МКДОУ нами сформулированы критерии ее оценки:
или приближение к нему за отведенное время без перегрузки;
В состав методической работы заложены основные функции:
Рассмотрев задачи и особенности методической службы, мы проанализировали методическую работу, проводимую в нашем детском саду. На данный период она представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы. Это: 1. МО, 2. самообразовательная работа, 3. семинары, 4. семинары – практикумы, 5. практические конференции, 6. дискуссии и др. Управленческую деятельность руководителя МКДОУ можно считать системной и результативной, если она обеспечена всесторонней информацией о состоянии работы в каждом подразделении, то есть процесс управления требует постоянной обратной связи. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь и является важнейшим источником информации. Вся контрольно–диагностическая деятельность в МКДОУ осуществляется на основе мониторинга. Для проведения мониторинга выделяется небольшое количество показателей, характерных для данного отрезка наблюдаемого педагогического процесса. Затем методом повторных замеров накапливается, а затем анализируется информация в динамике, чтобы руководитель постоянно осуществлял с нормативными показателями. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормой помогает дать содержательную объективную оценку и осуществить коррекцию. В процессе анализа фактических результатов мы высказываем свое отношение и осуществляем процесс оценивания – даем оценку. Фиксируем результат в словах или другой форме. Поэтому эффективность мониторинга зависит от корректности заданных норм и стандартов. Методическая работа с кадрами постоянно совершенствуется. Важным моментом управления по результатам является выделение ключевых результатов. Мы их выделяем, исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей и содержания работы с воспитанниками. 1. Здоровье и здоровый образ жизни. 2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. 3. Личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями (интеллектуальные, художественно-эстетическое, социально-нравственное). 4. Готовность к обучению в школе. 5. Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности и семьи. Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозированного результата. Надеемся, что введение в практику работы детского сада технологии управления по результатам будут способствовать более глубокому осознанию целей дошкольного воспитания каждым педагогом, а, следовательно, создание адаптированной образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей семьи. Главное в нашей методической работе — оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства, профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
8. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В МКДОУ Медицинское обслуживание детей в нашем МКДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. В МКДОУ имеется медицинский кабинет, участки оборудованы спортивно- игровыми конструкциями. Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада соответствует Санитарно-эпидемиологическим требованиям, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме. Одним из основных направлений в деятельности МКДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы персонала используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонения в их здоровье. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в МКДОУ осуществляется четкая организация медико - педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей. Для установления более тесной связи между семьей и МКДОУ проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, где выясняются условия жизни, режима, питания, ухода и воспитания ребенка в семье, его биоритмы, особенности развития и поведения. На основании бесед и наблюдений за поведением ребенка в группе медицинским персоналом и педагогами групп даются рекомендации родителям, индивидуальные для каждого воспитанника. Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установке временной динамики психологических, деятельностных и их эмоциональных качеств. Устанавливается щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в детском саду, согласованный с родителями. Ежеквартально проводится анализ острой заболеваемости с учетом групповой заболеваемости. Незначительные тенденции к снижению заболеваемости объясняются сложными социально-экономическими условиями в семьях воспитанников, неадекватным лечением, боязнь со стороны родителей проведения закаливающих и профилактических мероприятий. Учитывая имеющиеся данные, медико-педагогическим персоналом МКДОУ были определены основные направления воспитательно-оздоровительной работы с детьми: — оценка здоровья воспитанника при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья: совместные обходы групп старшей медицинской сестрой, зам. зав по УВР, заведующим МКДОУ; — охрана и укрепление психофизического здоровья воспитанника: наблюдение и изучение их эмоционального состояния , психологическое просвещение педагогического коллектива, индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, выработка рекомендаций, использование элементов коррекционной работы с воспитанниками; — помощь, педагогическая поддержка в период адаптации воспитанника к условиям МКДОУ; — обеспечение эмоционального благополучия воспитанника: психологизация воспитательного процесса в целом, индивидуальная работа с учетом индивидуально-психологических особенностей; — воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни: обеспечение сбалансированного питания, профилактика вредных привычек, беседы о последствиях воздействия на организм вредных веществ; — воспитание у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях: утверждение демократического стиля общения взрослых с воспитанниками, формирующего их адекватную самооценку; — развитие познавательного интереса воспитанников к окружающему: использование в целях воспитания, образования и оздоровления элементов русского фольклора с учетом дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; — поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья воспитанников. Особое внимание в МКДОУ должно уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. С целью повышения интереса детей к физической культуре, а также учета интересов детей разных возрастных групп пересмотрена организация процесса физического воспитания, классификация занятий по физической культуре и их содержание. Системная работа по физическому воспитанию в МКДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корригирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, сколиоза. Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения помогают решению задачи оздоровления детей. Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в МКДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение крово- и - лимфообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. В МКДОУ проводится цикл занятий по валеологии, знакомящих детей с правилами гигиены, соблюдением режима дня и питания, другими моментами профилактических мероприятий.
9. СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКДОУ РОДИТЕЛЯМИ.
В МКДОУ сложилась система работы с родителями воспитанников. В основе этой системы — изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с педколлективом МКДОУ); образовательные запросы родителей. В структуре этой системы: ü педагогическое просвещение родителей (дифференцирование в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого - педагогической культуры) через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации; ü информирование родителей о состоянии и перспективах работы МКДОУ в целом, отдельных групп через родительские собрания; ü включение родителей в образовательный процесс через Дни открытых дверей, привлечение родителей, чаще педагогов-специалистов, к проведению отдельных занятий, демонстрацию личностных достижений воспитанников; ü привлечение родителей к руководству МКДОУ через их участие в работе Совета МКДОУ, родительского комитета. В детском саду сложилась система мониторинга эффективности работы с семьей. В основе мониторинга – сбор, хранение, обработка и распространение информации, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием воздействия МКДОУ с семьей и прогнозирующую возможные условия, средства и методы ее улучшения. 10. КОНЦЕПЦИЯ Стратегия развития МКДОУ Первостепенной возможностью для дошкольного образования является развитие базиса личностной культуры воспитанника, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей. Все это вместе взятое можно рассматривать как ключевые образовательные потребности, которые формируются под воздействием образовательной среды, частью которой является и образовательное пространство детского сада. Основная цель - обновление воспитательно-образовательного процесса, соответствие его Федеральным Государственным Требованиям. Достижения стратегической цели будет осуществляться через реализацию следующих направлений: - работа с персоналом, - работа с детьми, - с родителями, - с предметно-пространственной средой, - с внешней средой. Организационной основной деятельности МКДОУ в конкретный период (учебный год) будет являться годовой план, в котором конкретизируются задачи по всем направлениям деятельности и разрабатываются средства и способы их достижения. ЗАДАЧИ: 1. Работа с детьми 1.1. Развивать способности, заложенные в каждом воспитаннике:
образовательного процесса на основе ФГТ.
1.2. Формировать в детях уверенности в себе, своих силах и возможностях:
1.3. Способствовать развитию познавательной активности воспитанников в процессе формирования основ экологической культуры:
1.4. Осуществлять современный подход к методической работе с воспитанниками по развитию речи, как основной коммуникативной функции человека. 1.5. Создавать оптимальные условия для всестороннего развития нравственно- патриотического потенциала воспитанников на основе синтеза традиционной и инновационного опыта российской системы. 2. Работа с педагогами Создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении и проявления социальной активности педагогов. Обеспечение эффективного методического сопровождения по реализации ФГТ. 3. Работа с внешней средой 3.1. Совершенствовать систему взаимодействия детского сада и школы. 3.2. Расширить сотрудничество с общественными, государственными, частными организациями с целью оказания материальной поддержки и реализации Программы развития МКДОУ до 2013г. 4. Работа с родителями Обеспечить стабильное функционирование системы преемственности МКДОУ и семьи в воспитании и обучении воспитанников, изучение и активизация педагогического потенциала семьи: - создания для родителей возможности выбора образовательной программы, - комфортных условий воспитания и образования воспитанника, - медицинского обслуживания, 5. Предметно-пространственная среда Обеспечить динамичное развитие предметно-пространственной среды в соответствии с меняющимися потребностями воспитанников и родителей. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Повысится качество оздоровительной работы с воспитанниками, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. 2. Повысится компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей воспитанника. 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов МКДОУ в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ. 4. Сохраниться высокое качество непосредственно образовательной деятельности . 5. Система нравственно-патриотического воспитания воспитанников будет соответствовать современным требованиям. 6. Будет осуществляться квалифицированное консультирование родителей по вопросам оздоровления, образования и актуальным проблемам воспитания и развития воспитанников. 8. Повысится уровень правовой культуры всех участников образовательного пространства. 9. Расширится участие родителей в деятельности МКДОУ, основанное на их выборе: - в оказании дополнительных услуг; - в участии образовательного процесса; - в проведении совместных мероприятий; - укрепиться сотрудничество МКДОУ и семьи. 10. Модернизация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МКДОУ с учетом следующих принципов: 1. Принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса предусматривает не максимальное ускорение темпов развития воспитанника, а создание условий для полноценного проживания каждым воспитанником своего детства, наиболее полного развития его возрастных и индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания. 2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента. 3. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития воспитанников на каждом возрастном этапе. Он реализуется путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как у отдельных воспитанников, так и подгруппы , а также путем создания благоприятных условий для их полноценного развития , опережающего в своем развитии сверстников. 4. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, воспитанника и родителей. 5. Принцип природосообразности, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям. Педагогический процесс обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей воспитанника, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания. 6. Принцип культуросообразности, ориентирующий воспитанника на освоение общечеловеческой культуры. 7. Принцип открытости МКДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым. 8. Принцип научности состоит в том, что воспитанник усваивает реальные знания, точно отражающие действительность, а педагог – воспитатель постоянно совершенствует свой научно-профессиональный уровень. Коллектив МКДОУ выбирает следующие приоритетные направления развития образовательного процесса в МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №5 «Тополек» 11. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 ЭТАП, подготовительный, один год (2012 - 2013 учебный год) 1. Создание материально-технических и финансовых условий для работы учреждения. 2. Разработать необходимую нормативно-правовую базу программы развития. 3. Обеспечение возможности педагогам выбрать учебные планы, программы, средства, методы и формы образовательной работы. 4. Проектирование организации, содержания и технологии педагогического процесса, основанного на ФГТ 5. Описание воспитательно-образовательного процесса соответствующего ФГТ. 6. Информационно-аналитическое сопровождение деятельности педагогов для эффективного перехода к ФГТ. 2 ЭТАП, поисково-преобразующий (2013 - 2014 учебный год) 1. Практическая реализация программы развития. 2. Диагностика уровня развития воспитанников и квалификации педагогов. 3. Коррекция программ и учебных планов в соответствии с ФГТ 4. Создание системы гражданского и правового воспитания. 5. Сохранение и развитие единого образовательного пространства, соответствующего ФГТ. 3 ЭТАП, заключительный (2014 - 2015 учебный год) 1. Диагностирование продвижения воспитанников и квалификации педагогов. 2. Анализ работы детского сада по программе развития 2012 – 2015 года и его соответствие ФГТ. 3. Ознакомление специалистов района с результатами работы детского сада 4. Осуществить модернизацию воспитательно-образовательного процесса МКДОУ в соответствии с ФГТ и программой развития.
Одобрена, принята Педагогическим советом МКДОУ д/с №5 «Тополек» Протокол №__ от «___» ________20___г. Заведующий МКДОУ д/с №5 «Тополек» __________ О.Н.Вдовенко
Утверждена: Советом учреждения МКДОУ д/с №5 «Тополек» Протокол №___ от «__»_______ 20___г. Заведующий МКДОУ д/с №5 «Тополек» _____________ О.Н.Вдовенко
Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой
График проведения кружковой работы МКДОУ д/с №5 «Тополёк»
Заведующий МКДОУ д/с №5 «Тополёк» .О.Н.Вдовенко
Программа «Здоровья»МКДОУ д/с № 5 «Тополёк» г.Нефтекумска2012-2015 г.г.
Одобрена Педагогическим советом МКДОУ д/с №5 «Тополёк» Протокол №__1_ от 24.08. 2012г.
Заведующий МКДОУ д/с №5 «Тополек» О.Н.Вдовенко
1. Пояснительная записка. Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом. Роль педагогов ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем актуальную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности. Осуществление индивидуального подхода к детям с ослабленным здоровьем достигается путем рациональной регламентации деятельности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психического комфорта. Воспитательно-образовательная работа с такими детьми должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок и предусматривать максимально широкое использование современных наглядных материалов, технических средств и прогрессивных педагогических технологий. Детей имеющих несущественные функциональные отклонения со стороны отдельных органов или физических систем, не следует без достаточных оснований и заключения врача освобождать от физкультурных занятий, а можно лишь ограничить для них на определенное время те виды нагрузок, которые для них трудны, т.е. упражнения с высокой интенсивностью движений. В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением. Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение. Несмотря на созданные условия для физкультурно-оздоровительной работы, проводимые педагогами и специалистами физкультурно-оздоровительные мероприятия, незначительно снизился уровень заболеваемости детей, почти неизменным остается индекс здоровья, не уменьшается процент детей с наличием риска возникновения хронической патологии. Для выработки грамотного, эффективного плана действий была создана программа «Здоровье», которая стала инструментом ориентации и интеграции условий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы. Программа разработана группой, в которую вошли заведующая, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, старшая медсестра, педагоги ДОУ. Участие коллектива при составлении программы – одно из важных условий, иначе ее реализация обречена на неуспех. Наша программа ориентирована на решение одной общей проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей. Программа «Здоровья» направлена на обеспечение укрепления здоровья детей дошкольного возраста, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада. Основные принципы:
Предполагаемые результаты:
Основные направления:
2. Реализация основных направлений программы
3. Деятельность сотрудников МКДОУ д/с №5 «Тополёк» в осуществлении физкультурной работы
|
|
|
|