Согласовано:

   Заместитель главы

   администрации Нефтекумского

   муниципального района

   Ставропольского края

   ______________ И.В.Васюк

  «___» ________________2012г. 

 

 

 

 

 

Программа развития

муниципального казённого дошкольного

образовательного учреждения

детского сада №5 «Тополёк»

г. Нефтекумск

на 2012-2015 учебный год

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Наименование: Программа развития Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №5 «Тополёк» на 2012 - 2015 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Теоретическое обоснование Программы.

2. Информационная справка

3. Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса

Содержание и методы воспитания и обучения, реализуемые в детском саду.

4. Программное обеспечение

5. Взаимодействие педагога с детьми

6. Кадровое обеспечение

7. Методическая работа

8. Медико - социальные условия пребывания детей в ДОУ

9. Система работы с родителями.

10. Концепция

Основные концептуальные идеи развития

Основные принципы

Основные положение программы, структура

11. Этапы реализации Программы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы,учитывая общие тенденции мирового развития, направлена на формирование нового типа личности, способной обеспечить сохранение места России в ряду ведущих стран мира.

Одной из основных особенностей современного периода развития системы

дошкольного образования России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Успешность решения поставленных задач зависит от действий конкретных образовательных учреждений, руководителей, педагогов.

Планирование и прогнозирование - основа управления, важная стадия

управленческого цикла на всех уровнях управления.

«Программа развития дошкольного образовательного учреждения» является

стратегической основой действий руководителя и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного плана, этапа работы МКДОУ в режиме развития.

С её помощью коллектив детского сада реализует свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую определенный социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность.

Цель написания программы - обеспечение работы МКДОУ №5 в режиме непрерывного развития, направленной на целостное и разностороннее развитие воспитанников. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей.

Программа акцентирует внимание на: 

- формирование развивающей среды детского сада;

- профессиональном мастерстве педагогов;

- совершенствование управления;

- качество воспитательно-образовательного процесса;

- обеспечение гарантированных результатов развития каждого ребенка.

Программа строится на понимании специфики дошкольного образования,

зависимости его от социально-экономических условий страны и края.

Программа осуществляет две основные функции: 

1. Очерчивает стратегию развития детского сада;

2. Ориентирует всю деятельность на конечный результат.

 

Принцип интеграции содержит выход на координацию по всем направлениям деятельности.

Принцип  гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие.

Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме.

Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

 Адрес: 356880, Россия, Ставропольский край, г.Нефтекумск , улица Анны Шилиной 57

Телефон: 2-24-70.

Режим работы МКДОУ:

- годовой цикл: круглогодично

- продолжительность рабочей недели: 36 часов

- режим работы групп: 10  часов

В детском саду работает шесть групп, которые посещают 133 воспитанников

в возрасте от 1,5  до 7 лет.

Группы сформированы по возрастному принципу.

 

группа

Возраст детей

Количество детей

1.

 Группа раннего возраста «Малинка»

                      1,5 - 2

19

2.

Группа раннего возраста «Вишенка»

2 - 3

19

3.

2 младшая группа «Земляничка»

3 – 4

24

4.

Средняя группа «Калинка»

4 - 5

21

5.

Старшая группа «Смородинка»

5 - 6

25

6.

Подготовительная  группа «Рябинка»

6- 7

25

 

Предназначение МКДОУ определяется его местом в муниципальной системе

образования: это дошкольное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Основными средствами реализации предназначения МКДОУ  детский сад №5 «Тополёк» являются: 

- Устав образовательного учреждения утверждён распоряжением главы администрации Нефтекумского муниципального района от 25 января 2010 года №14-р, согласованного приказом отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района от 25 января 2010 года №19.

- Лицензия образовательного учреждения  Серия А  №329817. Регистрационный  №1060  от 13.08.2010 г. Лицензия действительна по 13.08.2016 г.

- Свидетельство об аккредитации серия АА  №166516, регистрационный №896  от 30.03.2006г.

- Освоение воспитанниками «Обязательного минимума содержания дошкольного образования».

- Учредитель: и собственник  имущества Учреждения является Нефтекумский муниципальный район Ставропольского края на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 26.01.2005г. №9-рп.

Содержания образования

Программы РФ, региональные, скорректированые, парциальные и технологии

Автор,

Группы

1.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» - федеральная

М.А.Васильева

В.В.Гербова

Т.С.Комарова

Все группы

2.

«Я в этом удивительном мире» - региональная

О.Н.Кирилкина

Средняя, старшие

3.

«Программа и методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольном учреждении» - региональная

СКИПКРО

Все

4.

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа юного пешехода»

Составитель Завгородняя

Дошкольный возраст

5.

«Наследие» - авторская

М.Навицкая

Старшая гр. Подготовит.гр.

6.

«Истоки» - авторская

А.Г.Лазарева

Старшая гр.

Подготов.гр.

7.

«Здоровье» - авторская

П.П.Болдурчиди

Все (физо)

8.

«Ребенок познает мир» - авторская

Т.И.Гризик

Подгот.гр.

9.

«Математика для дошкольников» - авторская

Е.В.Колесникова

Iмл., IIмл, ср, ст, подготов. группы

10.

«Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника» - авторская

Л.В.Куцакова

11.

«Капитошка» - здоровьесберегающие

Н.М.Купрова

Подготов. группа

12.

«Моя Русь» – приобщение детей к русской национальной культуре и казачеству

С.Н.Титаренко

Ст. подгот.группы

13.

«Родничок» – гражданское воспитание

М.С.Бораева Ст.группа

14.

«Я и мир» – нравственно - эстетическое развитие дошкольников

Н.И.Терещенко

Ст.группа

15.

«Дружба» – формирование этических норм поведения дошкольников

Е.В.Ахмедова

Старшая. группа

16.

«Зеленый светофор» – обучение детей правилам дорожного движения

Е.В.Солодова

Подготов. группа

17.

«Знай и умей» – развитие интеллектуального и логического мышления

Л.В.Ковалькова

2 мл. группа

18.

«Мир природы» – экологическое воспитание

С.К.Стригунова

1 мл. группа

19.

«Буратино» - театрализованная деятельность

Муз. руководитель

Подготов. группа

 

- предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской и трудовой.

 

 

3. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Согласно действующему Уставу МКДОУ, национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761), социального заказа, определяющего ведущую деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного  учреждения  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №5 «Тополек».

         Анализируя опыт работы, результаты исследований, беседы с педагогами, опроса родителей  выделены следующие направления работы МКДОУ:

- Защита прав каждого ребенка.

- Максимальная реализация потенциала каждого ребенка.

- Сбережение здоровья каждого ребенка.

- Особое внимание уязвимым категориям детей.

- Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе                                              с каждым ребенком и его семьей.

- Партнерство во имя ребенка.

 

Кроме этого, в процессе жизнедеятельности в детском саду 

сформировались следующие ценности:  

-         Открытость и поддержка - МКДОУ открыто внешнему миру, мы готовы  принимать опыт других и делиться своим опытом с коллегами и родителями, оказывать психолого-педагогическую поддержку всем семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не зависимо от того, посещает ли ребенок детский сад. Мы стремимся, открыто обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и помощь в их решении. 

-         Индивидуализация означает, что мы стремимся создавать такие условия в детском саду, которые соответствуют уникальности каждого и обеспечивают развитие способностей воспитанников, самореализацию взрослых участников образовательного процесса. 

-         Инновационность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, осваивать новые педагогические технологии, соответствовать потребностям и интересам семьи. 

-         Сотрудничество – мы стремимся все вместе – педагоги, родители, решать проблемы, планировать и организовывать мероприятия в интересах воспитанников. 

-         Профессионализм, который достигается непрерывным самообразованием, постоянным повышением профессиональной компетенции каждым педагогом.

Эти позиции педагогов в принципе соответствуют концепции МКДОУ. Исходя из результатов работы, можно говорить о следующих критериях выпускника МКДОУ д/с № 5 «Тополек»:

-         состояние здоровья;

-         самообслуживание;

-         самообучение;

-         воспитанность;

-         личное и социальное самоутверждение;

-         ответственность;

-         саморегуляция и самовоспитание;

-         деятельностный коллективизм;

-         социальная адаптивность;

-         обученность на уровне требований государственных программ.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является  качественная подготовка детей к обучению в школе, у дошкольников сформирована мотивационная сфера, психологическая подготовленность и т.д. Выпускники МКДОУ хорошо осваивают программу; уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, родители удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают наши воспитанники.

         Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей.

         Социологическое обследование показало, что из    133 семей по составу:

полных семей -  90 %;

неполных -  10 %;

рабочих   -  54 %, 

служащих   - 17 %;

предпринимателей   - 14 %;

домохозяек   - 15 %.

Эти данные говорят о необходимости создания психолого-педагогической, коррекционной помощи воспитанникам на основе перспективных программ совместной деятельности специалистов узкого профиля и педагогов. 

 

 

 

Содержание и методы воспитания и обучения детей, реализуемые в МКДОУ.

 

В МКДОУ используется современная форма организации обучения, занятия

проводятся по подгруппам. Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание благоприятных условий и хорошего микроклимата для максимального развития личности каждого воспитанника, формирования его готовности к дальнейшему развитию.

Реализуемые в МКДОУ программы помогают наиболее полному личностному

развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности.

Программы обеспечивают высокий уровень физического развития детей и

укреплению их здоровья. В МКДОУ реализуется комплекс развивающих и оздоровительных технологий. Система занятий ориентирована на потенциальную социально - психологическую, художественно-эстетическую и физическую подготовку воспитанников.

    На основе диагностики координируются содержание педагогического процесса зам. зав по УВР   и воспитателями. Сотрудники детского сада

считают, что полноценное физическое воспитание и развитие воспитанников возможно лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Для закрепления полученных знаний и приобщение к здоровому образу жизни ежегодно, в дни весенних каникул проводится неделя здоровья.

Одним из основных направлений деятельности МКДОУ является охрана и укрепление здоровья воспитанников.

Медико-педагогическим персоналом сада определены основные направления воспитательно-образовательной работы с воспитанниками: 

 

  • оценка здоровья воспитанника при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья (составления отчётов о состоянии здоровья воспитанников, совместные обходы групп медсестрой, зам. зав по УВР  и заведующим);
  • помощь, педагогическая поддержка в период адаптации ребенка в условиях МКДОУ;
  • обеспечение комфортной обстановки и эмоционального благополучия воспитанника;
  • воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни (обеспечение сбалансированного питания, профилактика вредных привычек);
  • поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей.

4. ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программы РФ, региональные, скорректированые, парциальные и технологии

Автор,

Группы

1.

 «Программа воспитания и обучения в детском саду» - федеральная  

М.А.Васильева

В.В.Гербова

Т.С.Комарова

Все группы

2.

Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/-федеральная

В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, Л.М.Гурович

Младшие гр.

средняягр.

старшая гр.

3.

«Наследие» - авторская

М.Навицкая

Старшая гр. Подготовит.гр.

4.

«Истоки» - авторская

А.Г.Лазарева

Старшая гр.

Подготов.гр.

5.

Конструирование и художественный труд в детском саду - авторская

А.В.Куцакова

Младшие гр.

средняягр.

старшая гр.

6.

«Программа художественного воспитания обучения и развития «Цветные ладошки» - авторская

И.А.Лыкова

Младшие гр.

средняягр.

старшая гр.

7.

«Математика для дошкольников» - авторская

Е.В.Колесникова

Iмл., IIмл, ср, ст, подготов. группы

8.

Программа развития речи детей в детском саду - авторская

О.С.Ушакова

Младшие гр.

средняягр.

старшая гр.

9.

«Я в этом удивительном мире» - региональная

О.Н.Кирилкина

Средняя, старшие

10.

«Программа и методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольном учреждении» - региональная

Р.М.Литвинова

Младшие гр.

средняягр.

старшая гр.

11.

«Здоровье» - региональная

П.П.Болдурчиди

Средняя, старшие гр.

12.

«Моя Русь» – приобщение детей к русской национальной культуре и казачеству

С.Н.Титаренко

Ст. подгот.группы

13.

Казачьему роду нет переводу – составительская

(дополнительное образование)

Л.В.Ковалькова

Средняя, старшая

 

Согласно программе развития детского сада одной из приоритетных задач формирования социально-образовательного пространства  является совершенствование образовательной среды, т.е. совокупность условий оказывающих влияние на развитие воспитанника в детском саду, на состояние его психического и физического здоровья, успешность его дальнейшего обучения, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в МКДОУ. В качестве основных компонентов, влияющих на качество образовательного процесса в детском саду мы выделили:

  • оснащенность педагогического процесса учебно-методическим материалом;
  • взаимодействие участников образовательного процесса;
  • формирование предметно-пространственной среды воспитанника.

Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам проводить воспитательно-образовательный процесс на достаточно хорошем уровне. Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации основной комплексной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, в.В.Гербовой, Т.С., Т.С.Комаровой.

Имеется достаточно литературы по организации взаимодействия с родителями.

В системе взаимодействия участников педагогического процесса помогают действующие в детском саду семинары, семинары-практикумы, которые проводятся педагогами по наиболее актуальным и проблемным вопросам.

Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, общение, театрализованного творчества, уединения, добрых дел, спортивный и т.д.

В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников.

Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. В связи с этим, сделан акцент на «одомашнивание» среды развития ребенка. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности. Оформлены экологические уголки, тематически оформлены коридоры.

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией

М.А.Васильевой.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого

принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Образование рассматривается как процесс приобщения воспитанников к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Ведущие цели программы: 

- создание благоприятных условий для полноценного проживания воспитанником дошкольного детства;

-  формирование основ базовой культуры личности;

-  всестороннее  развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям;

-  подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

игровой,

учебной,

художественной,

двигательной,

элементарно-трудовой.

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ВОСПИТАННИКАМИ

Взаимодействие педагогов с воспитанниками является основным звеном

образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении.  Главной задачей нашей деятельности является:  выбор верной позиции педагога во взаимодействии с воспитанниками, которая базируется на следующих основных положениях:

- гуманизация способов общения с ребенком как целевая ориентация педагогов;

- использование педагогами новых форм работы с детьми, в том

числе индивидуальной и по подгруппам, направленных

на реализацию индивидуального подхода;

- практика диагностики индивидуальных особенностей детей;

- специализация педагогов дошкольного воспитания, т. е. углубленное владение педагогами какими-либо методиками;

- появление освобожденных специалистов;

- становление психологической службы, направленной на развитие личностно - ориентированного взаимодействия педагогов с детьми;

- проведение специальной работы по созданию положительного психологического климата в коллективе.

Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом

зависит от характера взаимодействия воспитателя с воспитанниками. Результаты анкетирования воспитателей МКДОУ показали, что у 97% педагогов взаимодействие с детьми носит гуманный характер.

Задача администрации МКДОУ состоит в том, чтобы  педагоги  МКДОУ

осозновали важное значение правильно выбранного стиля взаимодействия с детьми в процессе их воспитания и обучения.

ВМКДОУ создана доброжелательная психологическая атмосфера. Взрослые

реализуют в общении с воспитанниками позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям,  поддерживая его достоинство.

С целью изучения отношения к дошкольному учреждению воспитанников и их родителей проводилось неоднократное анкетирование в МКДОУ.

6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В МКДОУ сформирован педагогически грамотный, работоспособный коллектив. В учреждении работают 12 педагогов. Заведующий имеет   высшее образование МОГПУ им. Шолохова,  педагогический стаж работы – 27 лет.

 

Всего педагогических работников 

Штат

Укомплектовано (физических лиц)

12

12

  Уровень квалификации педагогов.

ФИО, должность

Образование

Педагогический стаж

Квалификация

№ приказа

1.Вдовенко Ольга Николаевна

заведующий

Высшее

27 лет

высшая

 квалификационная

категория

 2009 года.

2.Акманбетова Тамила Имбетовна

Заместитель заведующего

высшее

5лет

высшая

квалификационная

категория

2012 года

3.Терещенко Наталья Ивановна  воспитатель

Среднее специальное

34 года

высшая

квалификационная

категория

2009года

4.Ахмедова Евгения Васильевна. воспитатель

 Среднее специальное

15лет

 1квалификационная

Категория

2008 года

5.Бораева Менару Сафармухамбетовна

воспитатель

Высшее

4 года

 Соответствует занимаемой должности

2011 года

6.Даутова Наталья Александровна

воспитатель

н/в

 2 года

 Соответствует занимаемой должности

2011 года

7. Ковалькова Лиля Васильевна воспитатель

Средне специальное

16лет

 высшая квалификационная категория

2010 года

8.Купрова Наталья Михайловна. Воспитатель

н/в

3 года

Соответствует занимаемой должности

2011 года

9.Стригунова Светлана Константиновна.

Воспитатель

Средне специальное

33 года

1квалификационная

Категория

2010 года

10.Солодова Елена Васильевна

Воспитатель

Средне специальное

23 года

1квалификационная

Категория

2010 года

11.Китаева Альбина Мирзабековна. Воспитатель

Высшее

10 лет

б/к

12.Фролова Людмила Ильинична. Воспитатель

Высшее

15 лет

Соответствует занимаемой должности

2011 года

 

 Укомплектованность штатов: 100%, штатные педагогические работники 100%.

 

 

7. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Методическая работа занимает особое место в системе работы нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов, обеспечивает непрерывный процесс совершенствования

профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с воспитанниками в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.

Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога детского сада по -  прежнему остается одной из самых сложных.

Чтобы проанализировать эффективность методической работы в  МКДОУ нами сформулированы критерии ее оценки:

  • результат развития воспитанников;
  •  достижение оптимального уровня для каждого воспитанника

или приближение к нему за отведенное время без перегрузки;

  • соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат, времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки педагогов этими видами деятельности;
  • улучшение психологического микроклимата;
  •  рост творческой активности педагогов и их удовлетворительности результатами своего труда.

В состав методической работы заложены основные функции:

 

  • диагностико-аналитическая – связана с познанием и самосознанием личности, ее результатов, социально – психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов и др.
  • проективно–конструктивная – проявляется в планировании работы ДОУ, проектирование развития педагогического коллектива, его сотрудничества с родителями, определение близких, средних, дальних его перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального мастерства педагогов, самосовершенствование и др.
  • изыскательно–инновационное – связано с отбором, поиском новых, прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов  и приемов дошкольного воспитания, внедрения их в практику.
  • организационно – регулирующие – появляется в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочения, регулирования системы отношений в педагогическом коллективе и создания благоприятного социально – психологического климата в нем;
  •  нахождении наилучшего практического применения способности каждого члена педагогического коллектива;
  • сотрудничестве и сотворчестве с родителями; в организации и саморегуляции своей профессиональной деятельности;
  • стимулирующая – выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях ее совершенствования, формирования потребности в профессиональном самовоспитании;
  • информационно–нормативная – проявляется в оперативном информировании педагогического коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики дошкольного воспитания, передовом опыте общественного и семейного воспитания;
  •  о документах, связанных с охраной прав ребенка, изменениях функциональных обязанностей педагога.

Рассмотрев задачи и особенности методической службы, мы проанализировали методическую работу, проводимую в нашем детском саду. На данный период она представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы. Это:

1. МО,

2. самообразовательная работа,

3. семинары,

4. семинары – практикумы,

5. практические конференции,

6. дискуссии и др.

Управленческую деятельность руководителя МКДОУ можно считать системной и результативной, если она обеспечена всесторонней информацией о состоянии работы в каждом подразделении, то есть процесс управления требует постоянной обратной связи.

Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь и является важнейшим источником информации. Вся контрольно–диагностическая деятельность в МКДОУ осуществляется на основе мониторинга. Для проведения мониторинга выделяется небольшое количество показателей, характерных для данного отрезка наблюдаемого педагогического процесса. Затем методом повторных замеров накапливается, а затем анализируется информация в динамике, чтобы руководитель постоянно осуществлял с нормативными показателями. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормой помогает дать содержательную объективную оценку и осуществить коррекцию. В процессе анализа фактических результатов мы высказываем свое отношение и  осуществляем процесс оценивания – даем оценку. Фиксируем результат в  словах или другой форме. Поэтому эффективность мониторинга зависит от корректности заданных норм и стандартов. Методическая работа с кадрами постоянно совершенствуется.

Важным моментом управления по результатам является выделение ключевых

результатов. Мы их выделяем, исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей и содержания работы с воспитанниками.

1. Здоровье и здоровый образ жизни.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

3. Личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями

(интеллектуальные, художественно-эстетическое, социально-нравственное).

4. Готовность к  обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности и семьи.

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное,

ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозированного результата.

Надеемся, что введение в практику работы детского сада технологии управления по результатам будут способствовать более глубокому осознанию целей дошкольного воспитания каждым педагогом, а, следовательно, создание адаптированной образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей семьи.

Главное в нашей методической работе — оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства, профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

 

8. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В МКДОУ

Медицинское обслуживание детей в нашем МКДОУ осуществляется старшей

медицинской сестрой.

В МКДОУ имеется медицинский кабинет, участки оборудованы спортивно- игровыми конструкциями.

Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада соответствует

 Санитарно-эпидемиологическим требованиям,  световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.

Одним из основных направлений в деятельности МКДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы персонала используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонения в их здоровье. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в МКДОУ осуществляется четкая организация медико - педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей.

 Для установления более тесной связи между семьей и МКДОУ проводятся

индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, где выясняются условия жизни, режима, питания, ухода и воспитания ребенка в семье, его биоритмы, особенности развития и поведения.

 На основании бесед и наблюдений за поведением ребенка в группе

медицинским персоналом и педагогами групп даются рекомендации родителям, индивидуальные для каждого воспитанника. Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установке временной динамики психологических, деятельностных и их эмоциональных качеств. Устанавливается щадящий режим, закаливание, неполный

день пребывания в детском саду, согласованный с родителями.

 Ежеквартально проводится анализ острой заболеваемости с учетом групповой заболеваемости.

Незначительные тенденции к снижению заболеваемости объясняются сложными социально-экономическими условиями в семьях воспитанников, неадекватным лечением, боязнь со стороны родителей проведения закаливающих и профилактических мероприятий.

Учитывая имеющиеся данные, медико-педагогическим персоналом МКДОУ были определены основные направления воспитательно-оздоровительной работы с детьми:

— оценка здоровья воспитанника при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья:  совместные обходы групп старшей медицинской сестрой, зам. зав по УВР,  заведующим МКДОУ;

— охрана и укрепление психофизического здоровья воспитанника: наблюдение и изучение их эмоционального состояния , психологическое просвещение педагогического коллектива, индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, выработка рекомендаций, использование элементов коррекционной работы с воспитанниками;

— помощь, педагогическая поддержка в период адаптации воспитанника к условиям МКДОУ;

— обеспечение эмоционального благополучия воспитанника: психологизация воспитательного процесса в целом, индивидуальная работа с учетом индивидуально-психологических особенностей;

— воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни: обеспечение сбалансированного питания, профилактика вредных привычек, беседы о последствиях воздействия на организм вредных веществ;

— воспитание у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях:

утверждение демократического стиля общения взрослых с воспитанниками, формирующего их адекватную самооценку;

— развитие познавательного интереса воспитанников к окружающему: использование в целях воспитания, образования и оздоровления элементов русского фольклора с учетом дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам;

— поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья воспитанников.

Особое внимание в МКДОУ должно уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. С целью повышения интереса детей к физической культуре, а также учета интересов детей разных возрастных групп пересмотрена организация процесса физического воспитания, классификация занятий по физической культуре и их содержание. Системная работа по физическому воспитанию в МКДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корригирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, сколиоза. Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения помогают решению задачи оздоровления детей.

Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в МКДОУ,

направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение крово- и - лимфообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

В  МКДОУ проводится цикл занятий по валеологии, знакомящих детей с правилами гигиены, соблюдением режима дня и питания, другими моментами профилактических мероприятий.

 

9. СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКДОУ РОДИТЕЛЯМИ.

 

В МКДОУ сложилась система работы с родителями воспитанников. В основе этой системы — изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с педколлективом МКДОУ); образовательные запросы родителей.

В структуре этой системы:

ü педагогическое просвещение родителей (дифференцирование в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого - педагогической культуры) через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации;

ü информирование родителей о состоянии и перспективах работы МКДОУ в целом, отдельных групп через родительские собрания;

ü включение родителей в образовательный процесс через Дни открытых дверей, привлечение родителей, чаще педагогов-специалистов, к проведению отдельных занятий, демонстрацию личностных достижений воспитанников;

ü привлечение родителей к руководству МКДОУ через их участие в работе Совета МКДОУ, родительского комитета.

В детском саду сложилась система мониторинга эффективности работы с семьей. В основе мониторинга – сбор, хранение, обработка и распространение информации, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием воздействия МКДОУ с семьей и прогнозирующую возможные условия, средства и методы ее улучшения.

10. КОНЦЕПЦИЯ

 Стратегия развития МКДОУ

Первостепенной возможностью для дошкольного образования является развитие базиса личностной культуры воспитанника, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей.

Все это вместе взятое можно рассматривать как ключевые образовательные потребности, которые формируются под воздействием образовательной среды, частью которой является и образовательное пространство детского сада.

Основная цель - обновление воспитательно-образовательного процесса, соответствие его Федеральным Государственным Требованиям. Достижения стратегической цели будет осуществляться через реализацию

следующих направлений:

- работа с персоналом,

- работа с детьми,

- с родителями,

- с предметно-пространственной средой,

- с внешней средой.

Организационной основной деятельности МКДОУ в конкретный период (учебный год) будет являться годовой план, в котором конкретизируются задачи по всем направлениям деятельности и разрабатываются средства и способы их достижения.

ЗАДАЧИ:

1. Работа с детьми

1.1. Развивать способности, заложенные в каждом воспитаннике:

  • · Обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения

образовательного процесса на основе ФГТ.

  • · Создание условий, обогащающих нравственно-духовный, эмоциональный мир каждого воспитанника.
  • · Воспитание чувства принадлежности к российской, европейской и мировой культур.

1.2. Формировать в детях уверенности в себе, своих силах и возможностях:

  • · Организация предметно-развивающего, образовательного пространства для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала каждого воспитанника в рамках образовательного дошкольного стандарта.
  • · Обеспечение благоприятного перехода воспитанников на следующую возрастную ступень.

1.3. Способствовать развитию познавательной активности воспитанников в процессе формирования основ экологической культуры:

  • · Создание условий для позитивного восприятия и отношения воспитанника к окружающему миру.
  • · Развитие инициативности, самостоятельности и творческого освоения воспитанниками экологической культуры.
  • · Формировать у воспитанников осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

1.4. Осуществлять современный подход к методической работе с воспитанниками по развитию речи, как основной коммуникативной функции человека.

1.5. Создавать оптимальные условия для всестороннего развития нравственно- патриотического потенциала воспитанников на основе синтеза традиционной и инновационного опыта российской системы.

2. Работа с педагогами

Создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении и проявления социальной активности педагогов.

Обеспечение эффективного методического сопровождения по реализации ФГТ.

3. Работа с внешней средой

3.1. Совершенствовать систему взаимодействия детского сада и школы.

3.2. Расширить сотрудничество с общественными, государственными, частными организациями с целью оказания материальной поддержки и реализации Программы развития МКДОУ  до 2013г.

 4. Работа с родителями

Обеспечить стабильное функционирование системы преемственности МКДОУ и семьи в воспитании и обучении воспитанников, изучение и активизация педагогического потенциала семьи:

- создания для родителей возможности выбора образовательной программы,

- комфортных условий воспитания и образования воспитанника,

- медицинского обслуживания,

5. Предметно-пространственная среда

Обеспечить динамичное развитие предметно-пространственной среды в

соответствии с меняющимися потребностями воспитанников и родителей.

 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Повысится качество оздоровительной работы с воспитанниками, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Повысится компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации

образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей воспитанника.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов МКДОУ в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

4. Сохраниться высокое качество непосредственно образовательной деятельности .

5. Система нравственно-патриотического воспитания воспитанников будет соответствовать современным требованиям.

6. Будет осуществляться квалифицированное консультирование родителей

по вопросам оздоровления, образования и актуальным проблемам воспитания и развития воспитанников.

8. Повысится уровень правовой культуры всех участников образовательного

пространства.

9. Расширится участие родителей в деятельности МКДОУ, основанное на их выборе:

- в оказании дополнительных услуг;

- в участии образовательного процесса;

- в проведении совместных мероприятий;

- укрепиться сотрудничество МКДОУ и семьи.

10. Модернизация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МКДОУ

 с учетом следующих принципов:

1. Принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса предусматривает не максимальное ускорение темпов развития воспитанника, а создание условий для полноценного проживания каждым воспитанником своего детства, наиболее полного развития его возрастных и индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию,

методам, темпам обучения и воспитания.

2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.

3. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития воспитанников на каждом возрастном этапе. Он реализуется путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как у отдельных

воспитанников, так и подгруппы , а также путем создания благоприятных условий для их полноценного развития , опережающего в своем развитии сверстников.

4. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, воспитанника и родителей.

5. Принцип природосообразности, который предполагает соответствие задач,

содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям. Педагогический процесс обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей воспитанника, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.

6. Принцип культуросообразности, ориентирующий воспитанника на освоение общечеловеческой культуры.    

7. Принцип открытости МКДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым.

8. Принцип научности состоит в том, что воспитанник усваивает реальные знания, точно отражающие действительность, а педагог – воспитатель постоянно совершенствует свой научно-профессиональный уровень.

Коллектив МКДОУ выбирает следующие приоритетные направления развития образовательного процесса в МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей  №5 «Тополек»

 11. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 ЭТАП, подготовительный, один год (2012 - 2013 учебный год)

1. Создание материально-технических и финансовых условий для работы учреждения.

2. Разработать необходимую нормативно-правовую базу программы развития.

3. Обеспечение возможности педагогам выбрать учебные планы, программы, средства, методы и формы образовательной работы.

4. Проектирование организации, содержания и технологии педагогического процесса, основанного на ФГТ

5. Описание воспитательно-образовательного процесса соответствующего ФГТ.

6. Информационно-аналитическое сопровождение деятельности педагогов для эффективного перехода к ФГТ.

2 ЭТАП, поисково-преобразующий (2013 - 2014 учебный год)

1. Практическая реализация программы развития.

2. Диагностика уровня развития воспитанников и квалификации педагогов.

3. Коррекция программ и учебных планов в соответствии с ФГТ

4. Создание системы гражданского и правового воспитания.

5. Сохранение и развитие единого образовательного пространства, соответствующего ФГТ.

3 ЭТАП, заключительный (2014 - 2015 учебный год)

1. Диагностирование продвижения воспитанников и квалификации педагогов.

2. Анализ работы детского сада по программе развития 2012 – 2015 года и его соответствие ФГТ.

3. Ознакомление специалистов района с результатами работы детского сада

4. Осуществить модернизацию воспитательно-образовательного процесса МКДОУ в соответствии с ФГТ и программой развития.

 

 

Одобрена, принята                                                                                            Педагогическим советом                                                                                  МКДОУ д/с №5 «Тополек»                                                                            Протокол №__ от «___» ________20___г.                                            Заведующий МКДОУ д/с №5 «Тополек»                                              __________ О.Н.Вдовенко

 

 

                                                                                                                            Утверждена:

Советом учреждения

МКДОУ д/с №5 «Тополек»

Протокол №___ от «__»_______ 20___г.

Заведующий МКДОУ д/с №5 «Тополек»

 _____________ О.Н.Вдовенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой

N
п/п

Предмет деятельности

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической  литературы

1

Основная программа:

Васильева М.А,. Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения  в детском саду».Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое воспитание

 

 

 

 

Ахвердова О.А. «Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края»Ставрополь «Сервис-школа» 2003г.

Волошина Л.Н. «Воспитание двигательной культуры дошкольников» Москва «АРКТИ» 2005г.

Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет»Москва «АРКТИ» 2002г.

Голицына Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ» Москва «Скрипторий» 2004г.

Глазырина Л.А. «Физическая культура – дошкольникам» Младший возраст. Москва «ВЛАДОС» 2001г.

Глазырина Л.А. «Физическая культура – дошкольникам» Средний возраст. Москва «ВЛАДОС» 2001г.

Глазырина Л.А. «Физическая культура – дошкольникам» Старший возраст. Москва «ВЛАДОС» 2001г.

Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников» Москва «ВАКО» 2005г.

Степанкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду» Москва «Мозаика-Синтез» 2006г.

Теплюк С.Т. «Занятия на прогулке с малышами» Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.

 

Умственное воспитание

Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»Москва «ЦГЛ» 2005г.

 

 

Бардин К.В. «Подготовка ребёнка к школе» Москва «Мозаика-Синтез» 2003г.

Версака Н.Е., Версака А.Н. «Зарубежные психологи о развитии ребёнка-дошкольника» Москва «Мозаика-Синтез»2006г.

. ВерсакаН.Е., Версака А.Н. «Развитие ребёнка в дошкольном детстве»  Москва «Мозаика-Синтез» 2006г.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.

Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва «СФЕРА» 2004г.

Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»  Москва «СФЕРА» 2007г.

. КумаринаГ.Ф., Степанова О.А. «Предшкольное образование. Содержание и методика» Санкт-Петербург «КАРО» 2006г.

Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье»  Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.

Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок»  Москва «Мозаика-Синтез» 2006г.

Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»  Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.

.Морозова И.А., Пушкарёва М.А. «Развитие элементарных математических представлений» Москва «Мозаика-Синтез» 2007г.

Николаева С.Н. «Эколог в детском саду»  Москва «Мозаика-Синтез» 2003г.

Наумова Л.Н. «Познавательные праздники-досуги для дошкольников»  Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.

ПомораеваИ.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений» Москва «Мозаика-Синтез» 2009г.

Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша»  Москва «Мозаика-Синтез» 2003г.

Соломенникова О.С. «Экологическое воспитание в детском саду»  Москва «Мозаика-Синтез» 2006г.

Соколова Ю.«Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка пяти-шести лет»  Москва «ЭКСМО» 2007г.

Шорыгина Т.А. «Основы безопасности»  Москва «СФЕРА» 2007г.

Доронова Т.Н. «Из ДОУ  в школу» Москва  «Линка -Пресс» 2008г.

Вайнерман С.Н. «Сенсомоторное развитие дошкольников» Москва «ВЛАДОС» 2001г.

 

Нравственное воспитание

Алямовская В.Г, Белая К.Ю. «Беседы о поведении ребёнка за столом»

Москва «СФЕРА» 2008г

 

 

Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Москва «АРКТИ» 2007г.

Безгина О.Ю. «Речевой этикет старших дошкольников» Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.

Васильев В.В. «Психологические эффекты в практике педагогов» Москва «АРКТИ» 2004г

Доронова Т.Н. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка»  Москва «Просвещение» 2003г.

Дружинин В.Е. «Психическое здоровье детей»  Москва «СФЕРА» 2002г.

Князева О.Л. «Программа социально-эмоционального развития дошкольников» Москва «Мозаика-Синтез» 2005г

Кудинов П.Н. «Нефтекумск»    Ставрополь ГУП СК 2004г.

Курочкина И.Н. «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»  Москва «ВЛАДОС» 2003г.

Ковалёва Г.А. «Воспитывая маленького гражданина»   Москва «АРКТИ» 2005г.

Левина Л.В. Розова О.В. «Как научить детей любить  Родину»  Москва «АРКТИ» 2003г

Литвинова Р.М. «Казаки на Ставрополье»  Ставрополь «Литера» 2009г.

Лукина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры» Москва «ЦГЛ» 2005г.

2.

 

Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста» Москва «АРКТИ» 2005г

Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников»  Москва «АРКТИ» 2001г

Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками»  Москва «ВЛАДОС» 2002г

Пасечник А.В. «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте»  Москва «СФЕРА» 2007г

Ривина Е.К. «Российская символика»  Москва «АРКТИ» 2004г

Семенака С.И. «Уроки добра»   Москва «АРКТИ» 2002г

Соловьёва Е.В. Данилина Т.А. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах человека» Москва «АРКТИ» 2004г

 

Трудовое воспитание

Выгонов В.В. «Практикум по трудовому воспитанию»

Москва «Академия» 2001г.

 

 

Комарова Т.С. «Трудовое воспитание в детском саду»  Москва «Мозаика-Синтез» 2005г

Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника»   Москва «ВЛАДОС» 2004г

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Москва «СФЕРА» 2005г.

Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа»  Москва «Мозаика-Синтез» 2004г.

Маркова Т.А. «Воспитание трудолюбия у дошкольников» Москва «Просвещение» 2001г.

 

Художественная литература

Гербова В.В.  «Приобщение детей к художественной литературе»  Москва «Мозаика-Синтез» 2006г.

 

 

Гербова В.В. Ильчук Н.П. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 2-4 года»  Москва «ОНИКС 21 век» 2005г.

Гербова В.В. Ильчук Н.П. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 4-5 лет» Москва «ОНИКС 21 век» 2005г.

Гербова В.В. Ильчук Н.П. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7 лет» Москва «ОНИКС 21 век» 2005г.

 

Художественно-эстетическое

воспитание

Девятова Т.Н. «Звук – волшебник»

Москва «Линка – Пресс» 2006г.

 

 

Комарова Т.С. Филипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ»  Москва «Педагогическое общество России» 2005г.

Комарова Т.С. Савенкова А.И. «Коллективное творчество дошкольников» Москва «Педагогическое общество России» 2005г.

Костина Э.П. «Камертон»   Москва «Линка – Пресс» 2008г.

Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»  Москва «Линка – Пресс» 2003г.

Куцакова Л.В. Мерзлякова С.И. «Воспитание ребёнка- дошкольника»  Москва «ВЛАДОС» 2004г.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет»  Москва «СФЕРА» 2007г.

Лялина Л.А. «Дизайн и дети»  Москва «СФЕРА» 2006г.

Полозова Е.В. «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста»  Воронеж «Учитель» 2007г.

Соломенникова О.А. «Радость творчества»   Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.

Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Москва «Мозаика-Синтез» 2008г.

Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста» Москва «Мозаика-Синтез» 2006г.

 

Игра

Волошина Л.Н. Курилова Т.В. «Игры с элементами спорта» Москва «ГНОМ и Д» 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» Москва «Мозаика-Синтез» 2009г.

Громова О.Е. «Спортивные игры для детей» Москва «СФЕРА» 2002г

Давидчук А.Н. «Обучение и игра» Москва «Мозаика-Синтез» 2004г.

Доронова Т.Н. Карабанова О.А. «Игра в дошкольном возрасте»   Москва «Воспитание дошкольника» 2002г.

Зверев А.Т. «Экологические игры»  Москва «ОНИКС 21 век» 2001г.

Ефимовский Е.С. «Игры, стихи, загадки для развития речи»  Санкт-Петербург «ЛИТЕРА» 2004г.

Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду»   Москва «Мозаика-синтез» 2001г.

Панова Е.И. «Дидактические занятия в ДОУ»  Воронеж «Учитель» 2006г.

Рылеева Е.В. «Вместе веселее!»   Москва «АЙРИС ПРЕСС» 2003г.

Скорлупова О.А. Логинова Л.В. «Играем?.. Играем!!!»  Москва «Скрипторий» 2006г.

Шорина С. В. «Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики» Москва «ЦГЛ» 2005г.

Шевелев К.В. «дошкольная математика в играх»   Москва «Мозаика-Синтез» 2004г

 

Дополнительное образование:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическая

направленность

Горохова Л.А. Макарова Т.Н. «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ»

 Москва «СФЕРА» 2005г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Григорьева Г.Г. «Малыш в стране Акварели»Москва «Просвещение» 2006г.

Давыдова Г.Н.  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1Москва «Скрипторий» 2008г.

Давыдова Г.Н.  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 2 Москва «Скрипторий» 2008г.

Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста» Москва «АЙРИС-ПРЕСС» 2006г.

Зацепина М.Б. Антонова Т.В. «праздники и развлечения в детском саду» Москва «Мозаика-Синтез» 2006г

Зацепина М.Б. Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду» Москва «Мозаика-Синтез» 2006г

Зацепина М.Б. «Культуро - досуговая деятельность в детском саду» Москва «Мозаика-Синтез» 2006г

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» Москва «СФЕРА»2004г.

КлиентовА.Е. «Народные промыслы» Москва «Белый город» 2006г.

Пантелеева Л.В. «Детское рукоделие» Москва «Просвещение» 2005г

Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» Москва «СФЕРА» 2004г.

Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников»  Москва «ВАКО» 2005г.

Луконина Н.Н. «Физкультурные праздники в детском саду»  Москва «АЙРИС-ПРЕСС» 2006г.

Физкультурно-спортивная

направленность

Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка»  Москва «СФЕРА» 2001г.

Макаренко И.В. «Калейдоскоп летнего отдыха детей»  Москва  «АЙРИС ПРЕСС» 2003г.

Прокопенко В.И. Волошина Л.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»   Екатеринбург 2002г.

Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду» Москва  «Скрипторий» 2000г.

Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики»   Москва «ГНОМ и Д» 2001г.

Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики» Москва «ГНОМ и Д» 2001г.

 

График проведения

кружковой работы

МКДОУ д/с №5 «Тополёк»

 

 

п/п

Название кружка

(студии,секции)

Руководитель

Ф.И.О.

График работы

место и время

проведения

Охват детей

1.

«Казачата»

Историко-культурное

направление

Солодова

Елена

Васильевна

вторник. пятница

15.30-16.00

методический кабинет

16

2.

«Буратино»

Музыкально-театральная направленность

Терещенко

Наталья

Ивановна

вторник,

четверг

15.30-16.00

музыкальный зал

16

3.

«Старты надежд»

Физическо-спортивная направленность

Ахмедова

Евгения

Васильевна

понедельник

среда

15.30-16.00

музыкальный зал

20

 

Заведующий  МКДОУ

д/с №5 «Тополёк»                                              .О.Н.Вдовенко

 

 

 

 

 

 

Программа «Здоровья»

МКДОУ д/с № 5 «Тополёк» г.Нефтекумска

2012-2015 г.г.

 

 

 

 

Одобрена

Педагогическим советом

МКДОУ д/с №5 «Тополёк»

Протокол №__1_ от 24.08. 2012г.

 

 

Заведующий МКДОУ

д/с №5 «Тополек»

О.Н.Вдовенко

 

1. Пояснительная записка.

Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.

         Роль педагогов ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

         Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

         Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем актуальную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности.

         Осуществление индивидуального подхода к детям с ослабленным здоровьем достигается путем рациональной регламентации деятельности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психического комфорта. Воспитательно-образовательная работа с такими детьми должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок и предусматривать максимально широкое использование современных наглядных материалов, технических средств и прогрессивных педагогических технологий.

         Детей имеющих несущественные функциональные отклонения со стороны отдельных органов или физических систем, не следует без достаточных оснований и заключения врача освобождать от физкультурных занятий, а можно лишь ограничить для них на определенное время те виды нагрузок, которые для них трудны, т.е. упражнения с высокой интенсивностью движений.

         В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им  участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

         Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

         Несмотря на созданные условия для физкультурно-оздоровительной работы, проводимые педагогами и специалистами физкультурно-оздоровительные мероприятия, незначительно снизился уровень заболеваемости детей, почти неизменным остается индекс здоровья, не уменьшается процент детей с наличием риска возникновения хронической патологии. Для выработки грамотного, эффективного плана действий была создана программа «Здоровье», которая стала инструментом ориентации и интеграции условий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы. Программа разработана группой, в которую вошли заведующая, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, старшая медсестра, педагоги ДОУ. Участие коллектива при составлении программы – одно из важных условий, иначе ее реализация  обречена на неуспех.

         Наша программа ориентирована на решение одной общей проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей.

         Программа «Здоровья» направлена на обеспечение укрепления здоровья детей дошкольного возраста, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада.

Основные принципы:

  • Научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
  • Доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
  • Активности (участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов оздоровления дошкольников);
  • Сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
  • Единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
  • Систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
  • Целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели);
  • Оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
  • Адресности (медико-педагогическое воздействие по нозологическим формам заболеваний).

Предполагаемые результаты:

  • Снижение уровня заболеваемости;
  • Овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
  • Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.

Основные направления:

  • Оздоровительное;
  • Валеологическое;
  • Физическое развитие;
  • Психо-эмоциональное благополучие;
  • Коррекционное;
  • Комплексная диагностика.

2. Реализация основных направлений программы

Направления (задачи)

Сроки

Ответственный

Начало

Окончание

I

Оздоровительное:

1. Организация здоровьесберегающей предметно-среды ДОУ;

2. Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления

  • Пальчиковая  и артикуляционная гимнастика
  • Психогимнастика по методике Чистяковой
  • Звуковая  гимнастика Лобанова
  • Звуковой дыхание М.Л.Лазарева
  • Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста
  • Дыхательная гимнастика по методу Н.А.Стрельниковой
  • Игровой массаж А.Уманской и К.Дайнеки
  • Подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой
  • Релаксация
  • Лечебные игры Галанова
  • «Дорожки здоровья»

3. Изучение передового опыта работы

4. Пропаганда здорового образа жизни

 

 

2012

 

 

 

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

2012

 

2015

 

 

 

2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

2013

 

Заведующий  д/с

 

 

Зам.зав. по УВР,

Педагоги,

Ст. медсестра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам.зав. по УВР,

Педагоги,

Ст. медсестра

II

Валеологическое:      

1. Воспитание валеологической культуры дошкольника

 

2012

 

2015

 

Заведующая д/с

Зам.зав по УВР

Педагоги

III

Физическое развитие:

1. Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

2. Повышение резистентности организма при использовании комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов;

3. Создание условий для формирования правильной осанки, укрепления и охраны здоровья детей

 

 

2012

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

2012

 

2015

 

 

 

 

2013

 

 

 

 

2015

 

Зам.зав. по УВР

Педагоги

 

 

 

Зам.зав. по УВР

Педагоги

 

 

 

Зам.зав. по УВР

Педагоги

 

 

IV

Психоэмоциональное благополучие:

1.Создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста, групп риска;

2. Формирование положительного отношения при общении со сверстниками, взрослыми;

3. Осуществление психологической адаптации.

 

 

 

2012

 

 

 

 

2012

 

 

 

2012

 

 

 

2015

 

 

 

 

2015

 

 

 

2015

 

 

 

Педагог-психолог

 

 

 

 

Педагог-психолог

 

 

Зам.зав. по УВР

Педагог-психолог

V

Коррекционное:

1. Психоэмоциональная коррекция поведения;

2. Создание условий для полноценного психофизического и эмоционального развития ребенка;

Коррекция речи:

1.Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений;

2. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств

 

 

2012

 

2012

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

2012

 

2013

 

2013

 

 

 

 

2013

 

 

 

 

2013

 

Педагог-психолог

Педагоги

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

Учитель-логопед

VI

Комплексная диагностика:

1. Наблюдение, оценка, прогноз здоровья детей с целью организации педагогического процесса

 

 

2012

 

2015

Заведующий ДОУ

Зам.зав. по УВР

Педагоги

 

 

 

 

3. Деятельность сотрудников МКДОУ д/с №5 «Тополёк» в осуществлении физкультурной работы

 

Наименование должности

Содержание деятельности

 

Заведующий  д/с

 

Создает необходимые условия для укрепления здоровья детей, для обеспечения их питанием.

Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических правил, противопажарных мероприятий и других условий по охране жизни и здоровья детей.

Обеспечение медико-педагогический контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отвечает за проведение ремонта.

Проводит обучение и инструктаж по технике безопасности.

 

Старшая медсестра

 

Осматривает детей во время утреннего приема.

Организует и контролирует проведение всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах.

Осуществляет контроль за режимом дня.

Оказывает доврачебную помощь.

Наблюдение за динамикой физического развития детей.

Проверяет организацию питания в группах.

Следит за санитарным состоянием пищеблока и групповых комнат и других помещений учреждения.

Проводит санитарно-просветительскую работу среди сотрудников детского сада и родителей.

Контролирует качество поставляемых продуктов, соблюдение правил их хранения и реализации.

Следит за качеством приготовления пищи.

Ведет бракераж сырых и вареных продуктов.

Следит за выполнением графика получения пищи по группам.

Проверяет организацию питания в группах.

 

 

 

Зам.зав. по УВР

 

 

Составляет расписание занятий с учетом возраста детей, план оздоровительной работы, двигательный режим в разных возрастных группах.

Контролирует проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах.

Проводит диагностику двигательных навыков совместно с воспитателем по ФИЗО.

Наблюдает за динамикой физического развития  детей.

Осуществляет контроль за режимом дня.

Осуществляет подбор пособий и игрушек в соответствии с гигиеническими требованиями к ним с учетом возрастных особенностей детей.

Проводит консультативную работу среди родителей и педагогов по вопросам физического развития и оздоровления детей.

 

 

Завхоз

 

Обеспечивает правильную работу вентиляционных установок.

Своевременно производит замену постельного белья, посуды.

Регулирует тепловой и воздушный режим детского сада.

Следит за состоянием оборудования, здания, помещений, территории во избежание травмоопасных ситуаций.

Контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности.

 

Повара

 

Своевременно готовит пищу в соответствии с режимом детского сада.

Проводит доброкачественную кулинарную обработку продуктов.

Обеспечивают строгое соблюдение срока реализации и условий хранения продуктов.

 

Педагог-психолог

 

Наблюдает за динамикой нервно-психического развития детей.

Проводит диагностику психического здоровья детей и их эмоционального благополучия.

Составляет коррекционные программы по улучшению эмоционального благополучия и нервно-психического развития детей.

Проводит соответствующую коррекционную работу

 

Музыкальный руководитель

 

Способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.

Проводит музыкальные игры и хороводы с детьми.

Занимается развитием движений детей на музыкальных занятиях и в свободное от занятия время.

Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных досугов и праздников.

 

Педагоги   

 

Проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, гимнастику после сна, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия, физкультурные праздники, досуги.

Наблюдает за динамикой физического развития детей.

Соблюдают режим дня.

Следят за здоровьем детей и их эмоциональным состоянием, информируют об этом медицинскую сестру, заведующую, педагога-психолога.

Следят за температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей.

На педагогических советах отчитываются о состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий.

Проводят просветительскую работу среди родителей и детей.

 

Дворник

 

Содержит в чистоте участок детского сада и подходы к нему.

Своевременно убирает снег и сосульки с крыши.

Следит за состоянием ограждения территории детского сада.

 

 

 

Сторож

 

Следит за дежурным освещением.

Отвечает за противопожарную безопасность охраняемого здания.

 

 


 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz